2025 - Год благоустройства
-
-
Временная занятость молодёжи
Молодежь.бел
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
КАЧЕСТВО.БЕЛ
ПОРТАЛ «ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
ТГ канал Компас
https://t.me/kompas2024
:: ::

Экспериментальная деятельность



 

«Апробация учебных программ и методических рекомендаций для проведения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков обучающихся 3(4), 6(7) классов

в учреждениях общего среднего образования»

(2024-2025)

Компонент

Содержание структурного компонента проекта

1. Полное название экспериментального проекта Апробация учебных программ и методических рекомендаций для проведения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков обучающихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования

2. Данные о руководителе (руководителях) проекта Горбунова Мария Борисовна

Академия образования

Начальник центра оценки качества образования Академии образования, кандидат педагогических наук, доцент

Короткевич Вячеслав Иванович

Академия образования

Заведующий сектором сопровождения НИКО и международных исследований качества образования центра оценки качества образования Академии образования

Адащик Людмила Витальевна

Академия образования

Методист высшей категории сектора сопровождения НИКО и международных исследований качества образования центра оценки качества образования Академии образования

3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности Программа экспериментальной деятельности будет апробироваться в учреждениях образования, которые проявляют активный интерес к вопросам формирования социально-эмоциональных навыков детей и подростков, принимают участие в городских и республиканских мероприятиях по данной проблематике:

Государственное учреждение образования «Восходовская средняя школа» Могилевского района Могилевской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Быхова» Могилевской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Белыничи» Могилевской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Мстиславля» Могилевской области

Государственное учреждение образования «Тимоновская средняя школа Климовичского района» Могилевской области

Государственное учреждение образования «Липникская средняя школа имени Николая Михайловича Попова» Дрогичинского района Брестской области

Государственное учреждение образования «Песковская средняя школа Кобринского района» Брестской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа д. Медно» Брестского района Брестской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Дрогичина» Брестской области

Государственное учреждение образования «Барбаровская базовая школа Мозырского района» Гомельской области

Государственное учреждение образования «Комаринская средняя школа имени П.И. Шпетного» Брагинского района Гомельской области

Государственное учреждение образования «Поколюбичская средняя школа Гомельского района» Гомельской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 г. Жлобина» Гомельской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4 имени В.С. Величко» Гомельской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 24 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 30 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 34 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 54 г. Минска имени Е.В. Клумова»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 55 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 62 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 159 г. Минска имени А.Ф. Данукалова»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 161 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 172 г. Минска»

4. Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну Одним из ключевых факторов академической успеваемости и персональной успешности учащихся являются сформированные социально-эмоциональные навыки (далее – СЭН). СЭН влияют на социально-психологическое благополучие человека, снижают потенциальные риски противоправного, суицидального и иных форм девиантного поведения и предопределяют экономические результаты, что отвечает целям устойчивого развития Республики Беларусь.

Новизна проекта заключается в том, что впервые в стране будет апробировано разработанное на единой концептуальной основе учебно-методическое обеспечение организации и проведения факультативных занятий по формированию СЭН обучающихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования. (Разработка учебно-методического обеспечения была осуществлена в рамках сотрудничества научно-методического учреждения «Национальный институт образования» и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2022-2023 гг.).

5. Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта Анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта и осуществление частичной апробации содержания факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования позволяет констатировать, что формирование СЭН является актуальным и востребованным направлением образовательной деятельности, предиктором успешности учащейся молодежи, ее жизненной реализации. С другой стороны, молодые люди с более высокими показателями успешности демонстрируют, как правило, положительный эмоциональный фон, удовлетворенность жизнью, экзистенциальную наполненность, проявляют такие ресурсные возможности, как жизнестойкость и готовность к изменениям, имеют высокие показатели субъектности, что значимо в ситуации неопределенности.

Системная работа по учебно-методическому, организационному и информационному обеспечению процесса формирования СЭН позволит достичь запланированных результатов. К настоящему моменту разработаны учебные программы факультативных занятий «Театр эмоций» для 3(4) и 6(7) классов, методические рекомендации названных реализации.

В рамках экспериментальной деятельности планируется организационно-методическая поддержка педагогов, работающих в 3(4) и 6(7) классах (семинары, вебинары, консультации и др.).

Как показали результаты заседаний экспертных рабочих групп, а также результаты проведения республиканского круглого стола «Социально-эмоциональные навыки как фактор успешности личности в XXI веке» (с международным участием), проведенного 15 декабря 2023 года, педагоги испытывают определенные затруднения в деятельности по формированию СЭН; учащиеся же испытывают заинтересованность и потребность в развитии этих навыков.

Согласно результатам изучения личностного развития белорусских учащихся ІХ и ХІ классов (2020/2021 учебный год) у порядка 20% респондентов был выявлен низкий и очень низкий уровни эмоционального интеллекта. Более половины опрошенных указали на недостаток информации относительно того, как эффективно справляться с кризисными ситуациями. Около 40% не всегда знают, как справиться со страхом перед испытаниями (экзаменами, конкурсами, др.), публичными выступлениями, унынием, разочарованием, как мотивировать себя что-то делать, когда одолевают лень и апатия.

Таким образом, существует противоречие между потребностью учащихся и педагогических работников учреждений общего среднего образования в эффективной реализации деятельности по формированию СЭН учащихся и недостаточным уровнем компетентности педагогов в области их формирования, наличием личностно-профессиональных затруднений, образовательных дефицитов, требующих содействия и помощи в их преодолении.

С целью преодоления данного противоречия разработано учебно-методическое сопровождение деятельности педагогов по формированию СЭН обучающихся 3(4), 6(7) классов в условиях факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования, требующее системной апробации.

6. Формулировка гипотезы, цели и задач Гипотеза. Внедрение экспериментальной учебной программы и методических рекомендаций для проведения факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах в учреждениях общего среднего образования будет содействовать развитию у учащихся навыков эмоциональной регуляции, коммуникации, кооперации, самопознания и саморазвития, если:

– учителя будут иметь внутреннюю установку и профессиональную заинтересованность в формировании СЭН учащихся;

– занятия будут проводиться систематически и в соответствии с содержанием учебно-методического обеспечения факультатива «Театр эмоций» (с включением широкого спектра видов групповой деятельности);

– работа по программе факультативных занятий будет сопровождаться регулярной педагогической диагностикой (оценкой результативности факультативных занятий по формированию СЭН учащихся) и корректировкой работы с учетом диагностируемых проблем;

– будет организована и обеспечена консультационная поддержка педагогов руководителями экспериментальной деятельности (проведение обучающих семинаров, вебинаров, тренингов, осуществление систематической супервизии и др.).

Цель – экспериментально проверить эффективность учебно-методического обеспечения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков учащихся 3(4), 6(7) классов учреждений общего среднего образования.

Задачи:

1. Выявить и проанализировать имеющиеся затруднения в деятельности педагогов по формированию СЭН учащихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования.

2. Провести диагностику уровня сформированности СЭН у учащихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования.

3. Реализовать учебно-методическое обеспечение факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах в учреждениях общего среднего образования.

4. Сделать выводы об эффективности учебно-методического обеспечения факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах учреждений общего среднего образования.

7. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект В качестве важнейших методологических оснований организации образовательного процесса, обеспечивающего формирование СЭН учащихся в младшем школьном и подростковом возрастах, выступили системный, личностно-ориентированный, деятельностный и средовой подходы.

Системный подход указывает на необходимость формирования СЭН у всех участников образовательного процесса, то есть не только у обучающихся, но и у педагогических работников, родителей (законных представителей обучающихся). Системность также требует цикличности в осуществлении психолого-педагогической работы: за этапом формирования определенных навыков обязательно должна следовать оценка эффективности предпринятых мер, интерпретация данных для принятия новых решений.

Личностно-ориентированный подход обуславливает необходимость проявления персонифицированного отношения ко всем обучающимся (одаренным, с особыми образовательными потребностями, находящимися в группе риска и другим). Персонифицированное отношение предполагает знание и учет потребностей каждого обучающегося, применение разных режимов работы и взаимодействия, построение индивидуальных образовательных траекторий, предоставление целевой помощи. В условиях реализации данного подхода каждый ребенок, подросток получает внимание и поддержку взрослых. Психолого-педагогическая работа строится на выявлении сильных сторон личности, что становится базой для выработки дальнейших действий.

Деятельностный подход означает активное вовлечение обучающихся в деятельность (в том числе социально-полезную, предполагающую заботу о других людях). Реализация данного подхода гарантирует рост самостоятельности личности, расширение опыта социального (социально приемлемого, социально ориентированного) поведения.

Средовой подход реализуется через создание развивающей образовательной среды, стимулирующей как личностный рост обучающихся, так и развитие навыков межличностного взаимодействия (между обучающимися, между педагогическими работниками и обучающимися, внутри самого педагогического коллектива), а также предусматривает формирование СЭН с учетом национальных культурных традиций, норм поведения, принятых в обществе. Средовой подход предполагает эмоционально комфортные условия для всех участников образовательного процесса, удобную, безопасную и эстетичную организацию пространства.

Ведущими принципами организации педагогической деятельности выступили следующие: инклюзивности; субъектности, учета возрастных особенностей и социально-эмоционального опыта обучающихся; обогащения эмоционального опыта; опоры на моральные ценности; учета национальных культурных традиций; опоры на положительные результаты.

Инклюзивности. Означает формирование установки на включенность в единый образовательный процесс обучающихся с особыми образовательными потребностями, целенаправленное формирование у обучающихся установки на принятие людей независимо от их психических и физических особенностей, этнического происхождения, вероисповедания и др.

Субъектности, учета возрастных особенностей и социально-эмоционального опыта обучающихся. На каждой возрастной ступени, в каждом коллективе должны отбираться содержание, формы и методы работы, адекватные возможностям личности. Педагогическая деятельность должна строиться на основе уважительного отношения ко всем участникам образовательных отношений, оказания им адресной поддержки.

Обогащения эмоционального опыта. С одной стороны, означает обеспечение эмоциональной защищенности всех участников образовательного процесса, с другой – эмоциональную насыщенность межличностного взаимодействия.

Опоры на моральные ценности. Предполагает организацию образовательного процесса с учетом принятых в обществе норм и ценностей, использование их в образовательном процессе и повседневной жизни.

Учета национальных культурных традиций. Предусматривает разработку ресурсного обеспечения формирования СЭН на основе традиций белорусского народа.

Опоры на положительные результаты. Означает выявление и учет в дальнейшей работе факторов, не только снижающих риск негативной динамики формирования СЭН, но и обуславливающих успех данной деятельности.

При разработке экспериментального проекта были использованы положения теории эмоций Л.С. Выготского; идеи концепций эмоционального интеллекта (И. Андреева, Д. Гоулман, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо); результаты исследований эмоций с позиции нейробиологии (А. Дамасио); идеи развития и оценки социально-эмоциональных навыков в школьном возрасте (Ю.О. Герасимова, Е.А. Орел и др.).

8. Описание структуры и содержания апробируемого экспериментального учебно-методического обеспечения Учебно-методическое обеспечение, предлагаемое к апробации, включает учебные программы факультативных занятий «Театр эмоций» для 3(4) и 6(7) классов и методические рекомендации по их реализации (представляющие собой пособия для учителей с детальной разработкой всех учебных занятий и необходимыми диагностическими инструментами).

Учебные программы факультативных занятий по формированию СЭН обучающихся 3(4) и 6(7) классов рассчитаны на 17 часов (из расчета 1 учебный час в две недели в течение учебного года или 1 учебный час в неделю в течение полугодия). Целью учебных программ является формирование и развитие социально-эмоциональных навыков учащихся. В задачи учебных программ входит формирование (3(4) класс) и/или дальнейшее расширение/обогащение (6 (7) класс) опыта учащихся по самопознанию, организации собственной деятельности, эмоциональной саморегуляции и регуляции эмоционального состояния других людей, организации общения, работе в команде.

Содержание учебных программ включает четыре модуля:

– «Самопознание и саморазвитие»

– «Эмоциональная регуляция»

– «Коммуникация»

– «Кооперация»

Структура и содержательные линии программ для 3(4) и 6(7) классов в целом идентичны. Различия наблюдаются в раскрытии содержания, обеспечении преемственности работы при формировании СЭН между ступенями образования.

Методические рекомендации представляют собой пособия, которые адресованы педагогам, организующим факультативные занятия по программе «Театр эмоций».

Каждое пособие содержит:

• описание возрастных особенностей учащихся (младшего школьного / подросткового возраста);

• рекомендации по включению учащихся в работу (раздел «Советы по активизации участия школьников на факультативных занятиях»);

• разработки всех занятий, предусмотренных учебной программой (раздел «Методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий»);

• игры и упражнения по развитию социально-эмоциональных навыков детей младшего школьного / подросткового возраста, литературно-художественный материал для проведения занятий, а также диагностический инструментарий, позволяющий отследить динамику развития СЭН учащихся.

 


Соседние подразделы:
Нормативные правовые документы
Аттестация педагогических работников
Новые учебники
Межведомственное взаимодействие
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Ссылки на белорусские образовательные интернет-ресурсы
Память и боль белорусской земли (О ГЕНОЦИДЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ)
Сайты педагогов
80-летие со дня Великой Победы
Воспитательная работа

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Язык
Контакты

80236232470
80236213435
mozshbarb@mozyrroo.by

ул.Ленинская, д.84, 247753, аг. Барбаров, Мозырский район, Гомельская область
Открыть контакты

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Символика Республики Беларусь
Символика Республики Беларусь
Патриот.by
Министерство внутренних дел
Школа Активного Гражданина
Беларусь библиотечная
Спасатели глазами детей
КоАП
МЧС помощь рядом
Национальный детский технопарк
Правовой форум Беларуси
Белорусский детский фонд
Питание
Наш Telegram
Информационный Telegram-канал ГУО "Барбаровская базовая школа Мозырского района"
Мы в Тик-ток
Мы в Инстаграм
Наша пионерская дружина в Инстаграм
Пионерская дружина им.М.Е.Мацепуро